ТРЕБУЮТ ЛИ СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ У НОТАРИУСА?

Нотариальное удостоверение не обязательно для любой всех сделок, которые влекут возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, а только в случаях, определенных законом. Кроме того, обязательное удостоверение сделки может быть установлено соглашение сторон, даже если по закону ее нотариальное удостоверение не требовалось. Сейчас в соответствии с законодательством обязательного нотариального удостоверения требуют несколько видов сделок с недвижимостью. 

1. Сделки по отчуждению (продаже, дарению и т.д.) долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке. То есть если, например, совершается сделка по купле-продаже квартиры, которая находится в долевой собственности, договор купли-продажи подлежит обязательному нотариальному удостоверению. 

2. Cделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки или доверительного управления, по отчуждению недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным. 

3. По общему правилу подлежат нотариальному удостоверению доверенности: 

- на представление заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав и необходимых документов; 

- на совершение сделок, требующих нотариальной формы; 

- на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами. 

4. Если заявление и документы на регистрацию сделки или на регистрацию права, ограничения или обременения права на ее основании представляются почтовым отправлением, то такая сделка также требует нотариального удостоверения. При этом должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке подлинность подписи заявителя на заявлении, а также в нотариальном порядке должна быть удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя как на представление документов на государственный кадастровый учет и регистрацию прав, так и подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности 

5. Нотариального удостоверения требуют договоры уступки прав требования и перевода долга по нотариально удостоверенной сделке, а также соглашение об изменении и расторжении нотариально удостоверенного договора. 

Регистрация прав на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов осуществляется в течение трех рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления и указанных документов, а в случае поступления заявления и документов в электронном виде - в течение одного рабочего дня. Как и любой договор, нотариально удостоверенный договор должен содержать все существенные условия, предусмотренные Гражданским кодексом, иными законами. 

Государственный регистратор прав, получая документы для проведения регистрации прав, проводит их правовую экспертизу на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. 

 

При этом в случае осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется. Это определено Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Сейчас в соответствии с законодательством обязательного нотариального удостоверения требуют несколько видов сделок с недвижимостью. 

 

ОСПАРИВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Большинство россиян к началу ноября уже получили уведомления об уплате налога на имущество за 2016 год. Но так как в ряде субъектов РФ с 1 января 2015 года в качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость объектов недвижимости, то жителям этих регионов были начислены повышенные налоги, исходя из кадастровой оценки, приближенной к рыночной стоимости, а не по оценке БТИ, как было раньше.

Новыми суммами довольны оказались далеко не все. Многие собственники считают, что кадастровая стоимость их объектов недвижимости завышена и оспаривают ее. 

Кадастровая стоимость – это стоимость недвижимости, внесенная в кадастр недвижимости. Она формируется по результатам кадастровой оценки, которую выполняют независимые оценщики, а утверждают региональные и местные органы власти. Они же и выбирают оценщиков. Результаты оценки органы власти передают в Росреестр для внесения в кадастр недвижимости.

Собственник вправе оспорить эти результаты в суде или в комиссии по оспариванию кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области. Более быстрый способ скорректировать кадастровую стоимость - это обратиться в комиссию. 

Суть оспаривания кадастровой стоимости земельного участка состоит в установлении данной стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка на основании п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ.

Успешное оспаривание кадастровой стоимости земельного участка позволяет уменьшить сумму земельного налога, размер арендной платы и выкупной стоимости земельного участка в несколько раз.

Физические лица могут выбирать обратиться в суд или в комиссию, а юридические лица обязаны сначала обратиться именно в комиссию. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца. В случае успешного оспаривания величина налога будет изменена не только за следующие налоговые периоды, но и за год, в котором было подано заявление на оспаривание.

По закону есть два основания, чтобы оспорить кадастровую стоимость. Первое - если при кадастровой оценке использовались неверные сведения об объекте недвижимости, например, неправильная площадь. Второе - если кадастровая стоимость выше рыночной.

Чтобы проверить, не было ли ошибки при проведении кадастровой оценки, необходимо узнать когда и каким способом она была проведена. Установить это можно воспользовавшись сервисом «Фонд данных государственной кадастровой оценки» на сайте Росреестра. Если выявлено несоответствие в сведениях, то можно подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости. К заявлению необходимо приложить нотариально заверенную копию документа, подтверждающего право собственности, документ, подтверждающий недостоверность сведений и справку о кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость земельного участка выше рыночной – необходимо узнать кадастровую стоимость и дату ее установления, заказав справку о кадастровой стоимости. Чтобы понять есть основания для оспаривания, собственнику нужно сравнить эту стоимость с рыночной, которая действовала на момент установления кадастровой стоимости. Для подтверждения рыночной стоимости потребуется заказать отчет у независимых оценщиков. Для корректного сравнения важно заказывать оценку рыночной стоимости на ту дату, на которую была установлена кадастровая стоимость. Если результаты оценки расходятся более чем на 30%, то необходимо дополнительно получить экспертное заключение от саморегулируемой организации, в которой состоит оценщик, выдавший отчет.

Теперь можно подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости. К нему потребуется приложить нотариально заверенную копию документа, подтверждающую право собственности, отчет об оценке рыночной стоимости, справку о кадастровой стоимости и экспертное заключение.

В случае положительного решения комиссии кадастровая стоимость будет пересмотрена. 

Если комиссия отказала в пересмотре кадастровой стоимости, можно обратиться в суд города федерального значения, областной суд, верховный суд республики, краевой, суд автономной области и суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости, либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость, предварительно составленным исковым заявлением.

К исковому заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить справку о кадастровой стоимости с указанием даты, на которую определена кадастровая стоимость, копию свидетельства о праве собственности на объект (если заявителем является собственник), заверенную нотариально, отчет оценщика о рыночной стоимости объекта на ту же дату, на которую проведена кадастровая оценка, экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, решение комиссии об отказе в пересмотре, копию платежки или иного документа об уплате госпошлины. 

Суд обязан рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев со дня его получения. В случае необходимости суд вправе привлечь к участию в деле специалистов нужного профиля, вызвать оценщика для дачи пояснений и даже назначить экспертизу.

Если суд своим решением изменил кадастровую стоимость земельного участка, то в резолюции решения указывается новая кадастровая стоимость, затем эти сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Более подробно с порядком обращения в Комиссию можно ознакомиться на официальном сайте Росреестра или по телефону 8 (800) 100 34 34. Адрес местонахождения Комиссии: г.Астрахань, ул. Ширяева, д. 16, тел.:  8(8512)250-204.

 

О СПОСОБАХ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ НЕДВИЖИМОСТИ

Собственники недвижимости могут оперативно узнать кадастровую стоимость принадлежащих им объектов в личном кабинете на главной странице сайта Росреестра. 

Для авторизации используется подтвержденная учетная запись на едином портале госуслуг. Оперативно узнать информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно с помощью сервиса «Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН». Получить ключ доступа к данному сервису, а также пополнить его баланс можно в личном кабинете Росреестра. Кроме того, кадастровую стоимость можно посмотреть в режиме онлайн с помощью сервисов «Публичная кадастровая карта» и «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», которые доступны на главной странице сайта Росреестра.

 На сайте Росреестра также можно ознакомиться с результатами массовой кадастровой оценки, которая проведена органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления. Для этого надо воспользоваться сервисом «Фонд данных государственной кадастровой оценки». Если по каким-либо причинам не удалось получить сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости на сайте Росреестра, можно запросить выписку из ЕГРН при личном обращении в офис Федеральной кадастровой палаты Росреестра или многофункциональный центр «Мои документы», либо направить запрос по почте. Справка будет предоставлена бесплатно в течение трех рабочих дней. В случае обращения в МФЦ срок оказания услуги увеличивается на два дня. 

При подаче запроса надо указать способ получения документа: при личном посещении офиса Федеральной кадастровой палаты или МФЦ, по почте.

 

Вопросы – ответы интервью заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Астраханской области Ситалиевой Айгуль Канатовны.

1)Каким образом происходит формирование ежегодных планов проведения проверок?

Ежегодные планы проведения плановых проверок разрабатываются в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

В ежегодные планы проведения плановых проверок включаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, являющиеся правообладателями объектов земельных отношений, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, а также указываются сведения об указанных объектах земельных отношений, позволяющие их идентифицировать (кадастровый номер, адрес и (или) описание местоположения), а также иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2)Какова ответственность за самовольное занятие земельного участка?

"Самовольное" занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок  влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

3)Организованно ли проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований?

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям земельного законодательства, Управление Росреестра по Астраханской области:

1) обеспечивает размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного надзора перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) осуществляет информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований;

3) проводит дни открытых дверей.

4)Какие меры предпринимаются по выявленным нарушениям?

В случае выявления по итогам проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции Управления Росреестра, копия акта проверки подлежит направлению в орган, к компетенции которого относится надзор за соблюдением нарушенных требований законодательства.

В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю или гражданину, в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.

5)Каковы сроки устранения нарушений?

Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев.

6)Возможно ли увеличение срока устранения предписаний? Если возможно, что для этого необходимо?

Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен:

- на основании ходатайства лица, в отношении которого вынесено предписание об устранении нарушений законодательства,

- по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа) в случае наличия документально подтвержденных оснований необходимости продления срока для обеспечения устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.

Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается должностным лицом, вынесшим данное предписание, в течение 3 рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение:

1) об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания - в случае если нарушителем приняты все зависящие от него и предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации меры, необходимые для устранения выявленного нарушения;

2) об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения - в случае если в установленный предписанием срок нарушение возможно устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения. В определении об отклонении ходатайства указываются причины, послужившие основанием для отклонения ходатайства.

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!